Виктор Торгунов (fur_wenige) wrote,
Виктор Торгунов
fur_wenige

Category:

К 500-летию Реформации

(фрагмент книги Георгия Васильевича Бутми "Каббала, ереси и тайные общества", СПб, 1914, с. 196-224)
-----
Гуманизм. Это направление лучших умов эпохи Возрождения, столь чуждое по своему духу христианству, было весьма удачно названо гуманизмом, то есть культом, обожествлением человека. Преклонение перед человеком, признание законности всех стремлений его духовной и телесной природы - вот черты, характеризующие гуманистов и красной нитью проходящие в учении и жизни предшественников реформации и самого Лютера.
Гуманизм не только подготовил почву для реформации, но самое возникновение и осуществление этого великого раскола в религиозной жизни западно-европейских народов произошло при деятельном участии выдающихся германских гуманистов, вдохновителями которых в данном случае были иудеи.
"Иудей, - говорит Бернар Лазар (Bernard Lazare), - даёт гуманистам страшное орудие против католичества, знакомя их с веками накопленною мудростью раввинов в толковании Библии (экзегетика). Протестантство, а затем рационализм с успехом пользуются этим орудием ... Меланхтон и Лютер свергли иго римской теократии и тиранию догматов с помощью иудейской экзегетики, которую передал христианскому миру Николай Лира. Недаром говорят: Si Lyra non lyrasset, Lutherus non saltasset (Если бы Лира не играл, Лютер бы не танцевал), а Лира был учеником иудеев. Он так был проникнут иудейской экзегетикой, что его самого считали иудеем".
Эти указания на роль иудеев в подготовлении реформации особенно ценны тем, что они исходят от писателя-иудея, похвальба которого в данном случае совпадает с утверждениями католического учёного Денифле и французского антимасона Флавиана Бренье, трудами которых мы воспользуемся для освещения условий возникновения реформации.
"Успокойтесь, - пишет Лютер доминиканцу Тецелю, - дело начато не мною, чадо это (реформация) имеет совсем другого родителя". Действительно, ссылаясь на историка Янсена (Janssen), Флавиан Бренье доказывает, что реформация, почва для которой веками подготовлялась работою тайных еретических обществ, была осуществлена благодаря заговору германских гуманистов, вдохновляемых иудейскими каббалистами, и что Лютер, которого заговорщикам с трудом и лишь постепенно удалось отвратить от католичества и сделать проповедником новой религии, был не инициатором переворота, а орудием тайной организации, враждебной Церкви.
Заговор гуманистов. Флавиан Бренье говорит, что достаточно прочесть переписку главнейших германских гуманистов конца XV и начала XVI века, чтобы убедиться в существовании такого заговора против Церкви по крайней мере за 20 лет до выступления Лютера. Этот заговор германских гуманистов накануне реформации имеет очень много общего с заговором французских энциклопедистов с Вольтером во главе накануне великой французской революции. Подобно французским энциклопедистам XVIII века, германские гуманисты ещё задолго до выступления Лютера начинают деятельно распространять литературу, направленную против Церкви, против государства и против нравственности.
Исследователь реформации Денифле (Denifle) замечательно описывает эту подготовительную работу гуманистов. Не надо представлять себе гуманистов, говорит он, как общество учёных, развёртывающих перед современниками сокровища классической культуры. Таких людей было не много, и их имена на счету. Большинство же из них были гуманистами отчасти из подражания модному движению, отчасти пользовались этою модой для своекорыстных целей. Среди них были люди без определённых занятий, бездомные бродяги и паразиты, разносившие отрывки либеральных мыслей по большим дорогам, по мелким городам и сёлам, вместе со своими мошенничествами, струпьями и насекомыми. Были народные ораторы и писатели, повторявшие грязные анекдоты, почерпнутые из солдатских кабаков и из лакейских больших господ, анекдоты, высмеивающие клир и монашество, осквернявшие отношение к женщине и к супружеской верности. Эта литература прекрасно продавалась и создавала общественное мнение, приучая широкие круги к легкомыслию в вопросах веры и нравственности, к насмешкам над духовенством, над властью, над добродетелью и целомудрием. Последним словом литературы такого рода были "Письма тёмных людей" (Epistolae obscurorum virorum).
Но если распространением этой развращающей литературы занимались бездомные бродяги, ради моды или корыстных целей называющие себя гуманистами, то инициаторами и руководителями этой пропаганды были те самые настоящие гуманисты, имена которых на счету. Так, вышеупомянутое сочинение "Письма тёмных людей" было сообща написано Ульрихом фон-Гуттен и Рубианом, друзьями Лютера и выдающимися деятелями реформации.
Другой известный гуманист Конрад Муциан, профессор богословия в Эрфуртском университете, стоявший вначале во главе заговора германских гуманистов, в письмах к своим единомышленникам особенно рекомендует распространение сочинения некоего Генриха Бебеля, изданного в 1506 году, в котором литургия называется "комедиею", мощи - "костями висельников", церковное пение - "собачьим воем" (пятнадцать лет спустя Лютер употребляет те же выражения), потому что, говорит Муциан, знакомство с этим трудом "может поколебать многие умы и оказать услугу в борьбе Света против Тьмы" (выражение, впоследствии излюбленное масонами).
Подобно тому, как 250 лет спустя Вольтер в письмах к д'Аламберу, предписывая ему величайшую осторожность, говорит, что "Таинства Митры должны быть сокрыты от непосвящённых", - так в описываемую эпоху Конрад Муциан писал своим сообщникам: "Наша деятельность должна быть покрыта тайною, подобно древним мистериям Елевзиса".
Замечательно, что ещё за восемь лет до выступления Лютера обнаруживается связь германских гуманистов с иудеями, и что прежде чем открыто выступить против Церкви в качестве сторонников Лютера, они выступают против христианской культуры как защитники иудеев. "По странной случайности, - говорит Бернар Лазар, - иудеи, которые сознательно или безсознательно дали гуманистам орудие против Церкви, послужили также поводом к началу борьбы. Споры о Талмуде предшествовали спорам об Евхаристии".
Крещёный иудей Иосиф Пфефферкорн, один из тех немногих иудеев, которые крестятся по убеждению, издал в 1509 г. труд, в котором обличал враждебное христианам учение Талмуда, призывал духовную и светскую власти к спасению христианского мира от тлетворного влияния иудеев и настаивал на уничтожении Талмуда и на принятии мер против распространения иудейских учений и идей.
Поражённый этими разоблачениями обращённого иудея, император Максимилиан, указом от 15-го августа 1509 г., поручил Пфефферкорну произвести разследование о тайном учении иудеев и конфисковать все иудейские книги и документы, которые он найдёт вредными.
Раскрытие многовекового заговора иудеев против христианства представляло такую опасность, против которой надо было немедленно принять меры. Кто же выступил на защиту племени ростовщиков, ненавидимого в Германии как и везде? Едва был дан вышеупомянутый императорский указ, как гуманисты, которых Пфефферкорн совершенно не затрагивал в своих обличениях, ополчились против него всеми доступными им средствами, обнаружив тем тайные сношения свои и солидарность с иудеями.
Пользуясь своими связями и влиянием, путём интриг и клеветы друзья иудеев добились прежде всего того, что император, не отменяя поручения, данного Пфефферкорну, назначил особую комиссию, которая должна была его контролировать, и которой было вменено в обязанность запросить мнения университетов Майнцкого, Кёльнского, Эрфуртского и Гейдельбергского. Кроме того, в члены комиссии, состоявшей из духовных лиц под председательством Майнцского архиепископа, был назначен ещё юрист Иоанн Рейхлин.
Назначение Рейхлина в комиссию по иудейскому вопросу было вызвано отчасти репутацией антисемита, которой пользовался этот учёный гуманист, один из выдающихся умов описываемой эпохи. Репутация эта, созданная написанным им около 1505 г. сочинением против иудеев, оказалась обманчивой. В 1510 г. Рейхлин уже перестал быть антисемитом. Изучение еврейского языка и Каббалы мало-помалу совершенно изменили взгляды Рейхлина, который незадолго до выступления Лютера уже пользовался славою выдающегося каббалиста благодаря своему сочинению "de arte cabalistica".
Участие Рейхлина в комиссии, контролировавшей Пфефферкорна, было для иудеев настоящим благодеянием. В то время, как все члены и вышеупомянутые университеты высказались, согласно с Пфефферкорном, за уничтожение Талмуда и принятие мер против иудейской пропаганды, один Рейхлин не только выступил против Пфефферкорна, называя его "ослом", не сумевшим понять еврейских текстов, но и взвёл на него обвинение в намерении своими разоблачениями шантажировать богатых иудеев. Что же касается Талмуда, то, не смея открыто опровергать мнения авторитетных богословов, Рейхлин отозвался об этой священной книге иудеев уклончиво; признавая, что она содержит некоторые "странности", он отрицал в то же время существование традиционной вражды иудейского племени к христианству, а труды раввинов признавал настолько достойными внимания, что советовал не уничтожать их, а учредить при университетах особые кафедры для их изучения.
Тем не менее, император решил, что Талмуд должен быть сожжён рукою палача, а все все подозрительные иудейские книги и документы конфискованы. Чтобы выиграть время, друзьям иудеев удалось, однако, убедить Максимилиана, что такая мера не могла быть принята без одобрения сейма.
Между тем, Пфефферкорн переиздал своё обличительное сочинение "Зерцало иудеев" и и издал новое "С зерцалом в руках". В ответ ему Рейхлин опубликовал свой труд "Зерцало очей", в котором не только нападал на своего противника, но подвергал критике многие догматы Церкви и горячо восхвалял иудеев. Это сочинение, осуждённое правоверными католическими богословами на сожжение, было, вопреки обычаю того времени писать учёные труды на латинском языке, напечатано Рейхлином, для большего распространения, по-немецки. Иудеи, со своей стороны, всеми силами рекламировали труд своего защитника.
Полемика между Рейхлином и Пфефферкорном увлекла всю Германию, за нею следили со страстным интересом, и никто, начиная с императора, уже не думал об осуществлении мер, направленных против иудеев. О них забыли.
Выиграв таким образом время, защитники иудеев начинают употреблять все усилия, чтобы ускорить переворот, который должен был надолго отвратить внимание церковной и светской власти от избранного племени и вызвать великое потрясение во всём западно-христианском мире. Из переписки заговорщиков, начиная с с 1512 года, видно, что они намерены начать открытое выступление, как только будут достаточно подготовлены.
Но подготовка эта требовала много времени: нужно было привлечь сильных сторонников, способных не только распространять идею реформации, но и защищать её в случае надобности с оружием в руках; нужно было организовать свои силы, не возбуждая до до поры до времени особых подозрений со стороны противников; наконец, нужно было подготовить человека, способного стать проповедником новой религии. Всё это было блестяще выполнено.
(...)
Tags: евреи
Subscribe

  • "Анальная оккупация"

    Как именно ЭТИ подвергают анальной оккупации не-ЭТИХ, можно узнать из Действия 70-го Второй Книги Нечеловеческой Комедии. (...) Аркадий Рудольфович…

  • "... не ОНИ, а ОНѣ" В.В.Розанов

    Богословствующие часто рассуждают: как, когда и почему случилось то, что у твердивших "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова ..." на первое место…

  • Андрей Борисович РАЗУМОВ

    (из комментариев к статье "Ненародная монархия": pioneer_lj. - 28 июля 2021) юзер sturmvogel: "Разумов 4 года назад внезапно скончался. С детьми."…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments