Виктор Торгунов (fur_wenige) wrote,
Виктор Торгунов
fur_wenige

Categories:

Рыба-фиш

Книга Ионы - еврейская фаршированная рыба-фиш, разнообразная начинка которой вмещена в обрывок пунийского "перипла", - описания морского путешествия, лоции. Она написана после Первой Пунической войны (264 - 241 гг. до Р.Х.), и в ней отразилась ситуация 255 года, когда армия Марка Регула находилась в 40 км от Карфагена, но была разбита.
Ожидавшие гибели пунийцы спаслись. Но что же "огорчило" Иону? По книге, его проповедь привела их к покаянию, покаяние же отвело гнев Бога. Но "Иона сильно огорчился этим и был раздражён" (4:1). Почему? Тут, конечно, раздолье для всякого "богословского" психоложества, хотя ответ прост. Пунийцы, получив известие о своей победе (их наёмную армию возглавлял спартанец Ксантипп), забыли и Иону, и его Бога.
По своей привычке садистски убивать детей, они сожгли их перед идолом своего Молоха. (Пунийские идолы Молоха-Эла-Ваала, судя по находкам археологов, ни чем не отличались от известных всем средневековых изображений сатаны: антропоморфное рогатое существо с оскаленной пастью, когтями разрывающее плоть жертвы). Такие их жертвы для 3-го века - исторический факт, а немотивированное указание на обилие детей в городе (в последнем стихе книги Ионы) ставит последнюю точку. Книга Ионы - оправдание, апология Карфагена.
Историки с лёгкостью могут установить дату, раньше которой книга Ионы не могла быть написана. Здесь отразился один из известных им моментов Пунической войны, когда римляне интенсивно громили военный и пиратский флот Карфагена. "Чрево кита" этой книги - метафора для отражения факта захвата римлянами - "киттим" одного из пунийских судов и пленения одного из катехизаторов, посланного жречеством Иерусалима в город Карфаген.
Римлян именовали "киттим", дав им имя известного по Ветхому Завету (Быт. 10:1 и др.) древнего "морского народа". Созвучие этого "этнонима" с греческим словом κητος ("чрево" и "кит") и породило столь значимое как для атеистов, так и для богословствующих "чудо Ионы". (Здесь впечатляют и кит, глотающий Иону, и Иона, глотающий кита).

Иона знал: Карфаген - престол сатаны, о котором писали пророки Иудеи, и потому долго уклонялся от миссии. И даже "успех" его катехизации не радовал его.

Описание "города великого, на три дня ходьбы" в книге Ионы - свидетельство видевшего Карфаген, богатейший и крупнейший город мира. 34 километра в охвате, - 23 мили, - таков был Карфаген в последний год своего существования, по сообщению Тита Ливия. "Ниневия" (псевдоним Карфагена в книге Ионы), разрушенная в 612 году до Р.Х., которую можно обойти кругом, вдоль и поперёк за полчаса, здесь совершенно не при чём.
Топоним "Ниневия" мы видим и в книге пророка Наума. Эта книга, как и книги Исайи и Аввакума, написана не одним автором, и автор третьей главы её - иудей, ужаснувшийся увиденному в Карфагене: "Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства, не прекращается в нём грабительство (...) Купцов у тебя стало более, нежели звёзд на небе, но эта саранча рассеется и улетит".

Слово "Карфаген" у масоретов табуировано и потому его нет в нашем Синодальном переводе, хотя оно присутствует в Септуагинте. Оно заменено на "Ниневию", на "Фарсис", на (...). Там же, где замена сочтена невозможной, стихи пророков просто уничтожались. Вот, например, Исайя (27:1) начинает своё пророчество о финикийцах, - и о восточных, и о западных, - в образах двух Левиафанов. Но продолжения нет. Стих оборван...

(Заинтересовавшиеся этой проблемой могут натыкать в своих Поисковиках слова: "Карфаген в Талмуде").
PS - Москва. Садовое кольцо - 15,6 км. Третье транспортное кольцо - 36 км.
PS
Tags: евреи, пунийцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment