Виктор Торгунов (fur_wenige) wrote,
Виктор Торгунов
fur_wenige

Categories:

"длинношеие"

1) "Имеющие длинную шею", "длинношеие", - так талмудисты и богословствующие христиане трактуют ветхозаветный этноним "енаким". Слово это много раз можно увидеть в нескольких книгах ВЗ. Этим словом именовали племя великанов, обитавшее в Хевроне и его окрестностях до прихода племени иудеев, вытеснивших "енакимов" на запад, в приморские города Палестины, в "сектор Газа". Филистимляне (в частности, великан Голиаф) считаются потомками "енакимов". (Любопытствующие могут обратиться к своим "поисковикам": "енаким").
Раввины и прочие знатоки-библеисты производят этот этноним от семитского слова "анак", означающего "шея", и их "великаны" предстают перед нами жирафообразными. (Зададим вопрос многоучёным лингвистам: можно ли найти в Ветхом Завете и в Талмуде хотя бы две-три правильные этимологизации?). Забавно и показательно то, что русскоязычная Википедия отказалась от общепринятого звучания "Енаким" и готовит статью "Анаким"!).
-----
2) В своём тексте "Бодилъ" (16 мая 2015) я процитировал лингвиста (((Бенвениста))): титулы Басилевс и Анакс "не поддаются строгому этимологическому анализу, у них нет соответствий в других языках".
Поиски в Сети принесли частичное опровержение этого тезиса. На одном русскоязычном Форуме некий знаток (без имени, под ник'ом) в 2010 г. написал:
"А происхождение слова анакт или ванакт кстати установлено?
В значении великан оно ведь присутствует чуть ли не во всех языках восточного Средиземноморья, включая семитские".
Вопросивший, явно, знал библейское слово "енак" (великан). Знал он и эллинского великана Анакта, сына Геи и Урана. Но ни он, ни его собеседники не знают этимологизации ни эллинского, ни родственного ему (по их мнению) семитского слова ...
-----
3) Конечно же, ни эллинские "цари"-анакты, ни "филистимские" великаны-енаки не имеют никакого отношения к семитской "шее". Корень этих слов живее всех живых в наших словах юный, юноша, юнак и многих им родственным.
ЮНЬЦЬ. Таково одно из десятка Славянских именований "быка".
Оно часто имеет смысловое ограничение: 'молодой бык. бычок'. "Юнец" и "юница" - бычок и телица, тёлка. (В значении "тёлка" слово "юница" звучит у нас ещё в стихах Пушкина). Но "юнец"/"юница" также и "юноша"/"девушка".
Слово "юнак" ('молодой герой') и сегодня живёт во многих Славянских языках.
Подобное мы видим и в латыни: juvenis - "юноша, девушка"; juvenix и junix - "телица".
Надо ли доискиваться - какой из этих смыслов ("молодость" или "бык") первичен? Великую силу молодости несёт один и тот же корень.
Отметим здесь и то, что к этому семейству Арийских слов фонетически близко примыкает семейство слов ВНУК (не имеющее убедительного этимологического объяснения). Таким образом, в "Слове о полку Игореве" 'внуки богов' (Велеса, Стрибога, Дажьбога) могут быть их "юнаками", их воинами.
Итак, корень микенско-эллинского слова "ванакт/анакс" и квази-семитского слова "енак" присутствует во всех Арийских (индоевропейских) языках. Он, как и великое множество корней и слов иных, был воспринят людьми, позже заговорившими на западно-семитских языках. Так, в арамейском языке звучание "енука" (письменные знаки: иот, нун, вав, коф, алеф) передаёт значение 'мальчик, юноша'. Можно также предположить, что "еврейское" слово "наси" (князь, патриарх и т.п.) порождено этим же ИЕ корнем.
Возвращаясь же к этой злополучной семитской "шее", можно также предположить, что филистимляне-пеласги, как и другие арийские народы Европы, любили украшать себя "шейными гривнами". Кельтские и Славянские гривны известны всем. Менее известны металлические "воротники", находимые археологами на южной Балтике и относимые ими к бронзовому веку (1500 - 1000 гг. до Р.Х.), то есть именно к эпохе библейских "енакимов". "Воротники" эти впечатляют!.. Возможно, что память о них как-то дошла до авторов Библии.
(См. книгу: И.Б.Губанов "Бронзовый век на севере и юге Европы" СПб., "Наука", 2006).
-----
См. в Википедии статью "Пектораль".
Tags: Бенвенист, этимология
Subscribe

  • "Анальная оккупация"

    Как именно ЭТИ подвергают анальной оккупации не-ЭТИХ, можно узнать из Действия 70-го Второй Книги Нечеловеческой Комедии. (...) Аркадий Рудольфович…

  • Бася, древняя и неприкосновенная

    Нечеловеческая Комедия, Книга 2, Действие 54 (стр. 146 Второй части Второй Книги) Хася-Бася, кошка-мышка (летучая), поучает База: "... к благородным…

  • "... не ОНИ, а ОНѣ" В.В.Розанов

    Богословствующие часто рассуждают: как, когда и почему случилось то, что у твердивших "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова ..." на первое место…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments