Виктор Торгунов (fur_wenige) wrote,
Виктор Торгунов
fur_wenige

Category:

Происхождение обряда помазания

Оригинал взят у aquilaaquilonis в Происхождение обряда помазания
Обряд помазания был, по всей видимости, заимствован евреями у индоевропейских хеттов. Этот обряд был известен и в других соседних землях (так, в Месопотамии иногда помазывали жрецов, а в Египте – государственных чиновников), однако только у хеттов и евреев помазание было обязательным обрядом при поставлении царей и жрецов. Поскольку у хеттов этот обряд бытовал на много столетий раньше, чем у евреев, и хеттское политическое и культурное присутствие в Ханаане в целом хорошо засвидетельствовано, направление заимствования от хеттов к евреям, а не наоборот, сомнений не вызывает.

Почти все свидетельства об обряде помазания у хеттов относятся к Среднему (XV в. до н.э.) и Новому (XIV-XIII вв. до н.э.) царствам. В хеттском языке понятие «помазывать» передаётся при помощи глагола iškiye-, являющегося, по-видимому, преформативом, образованным от слова индоевропейского происхождения šākan-/šakn- «масло», «жир». Все интересующие нас тексты касаются помазания хеттских царей, которые были одновременно верховными жрецами Бога грозы Хатти, т.е. главами религиозной организации Хеттского царства.

Само по себе описание хеттского обряда венчания на престол до нас не дошло, однако представление о нём можно составить по косвенным данным. Так, известен текст, описывающий венчание подменного царя из пленников в случае предсказания беды для царя Хатти, который содержит, в частности, следующее указание: «Пленника благим елеем царства они помазывают (Ì.DÙG.GA LUGAL-UT-TI iš-ki-ya-an-zi), и [жрец?] говорит: Вот, это – царь! Имя царства на нём!» (СТН 419). О том, что помазание было важнейшим элементом интронизации, можно заключить по его упоминанию в качестве синонима венчания царя в двух отрывках времён Среднего царства. Один из этих отрывков, происходящий из сборника указаний для хеттских военачальников, гласит: «Кого бы царь […] на царство ни помазал (A-NA LUGAL-TIM iš-ki-iz-zi), вы […] (должны) признать его» (СТН 251). Выражение «на царство помазать» (*ḫaššuwizni iški-) восстанавливается по фрагментарному тексту о венчании одного из царей по имени Тутхалия: LUGAL-u-iz-ni iš-ki-i[r…] (СТН 271).

Хеттская молитва Богу грозы Нерика упоминает о помазании наследника престола Тутхалии (IV) в качестве верховного жреца Бога грозы Нерика (сына Бога грозы Хатти): «На рассвете Тутхалию на жречество помажут (AŠ-ŠUM LÚSANGA-UT-TIM iš-kán-zi)» (СТН 386). Наконец, самое древнее упоминание о помазании хеттского царя может содержаться в тексте с обращениями к богам, написанном на палайском языке – родственном хеттскому языке анатолийской группы (палайские тексты принято считать восходящими к эпохе Древнего царства). Одно из обращений содержит призыв к к богу солнца Тиязу (< ПИЕ *dyēus «небо»): «Тияз, табарну-царя… помажь!» (ti-[ia-]az ta-ba-ar-ni LUGAL-i <…> iš-ka-[n]u-uš-ši-ia-am-pí) (СТН 751).

Хеттское присутствие в Ханаане в той или иной форме продолжалось около шести столетий (с XIV по VIII в. до н.э.). Начало ему положил хеттский царь Суппилулиума I (1340-1320-е гг.), отвоевавший у Египта Сирию. По-видимому, после смерти Тутанхамона и начала политической смуты в Египте Суппилулиуме удалось отвоевать у египтян весь Ханаан, включая территорию будущей Иудеи с Иерусалимом. Восстановил египетскую власть над Ханааном фараон Сети I в самом конце XIV в. К этим нескольким десятилетиям хеттского господства над Иерусалимом может восходить название горы Сион, источником которого, согласно одной из этимологий, является хеттское слово siūnas «божья [гора]» – родительный падеж от слова siūs (< ПИЕ *dyēus «небо»). После падения Хеттской империи со столицей в Хаттусе в начале XII в. до н.э. влияние на Ханаан продолжали оказывать новохеттские царства юго-восточной Анатолии и северо-западной Сирии, пока они не были окончательно завоёваны ассирийцами ок. 700 г. до н.э.

Это объясняет неоднократные упоминания Еврейской Библии о присутствии хеттов в Ханаане (Быт. 10, 15; 15, 20 и др.). Хетты продали Аврааму пещеру Махпела в Хевроне (Быт. 23, 3-20), их дочерей брал себе в жёны Исав (Быт. 26, 34), хетт Урия был первым мужем матери царя Соломона Вирсавии и т.д. Ещё в VI в. до н.э. иудейский пророк Иезекииль заявлял от имени Яхве Иерусалиму: «мать твоя Хеттеянка» (Иез. 16, 3). Согласно ЕБ, царство (а значит, надо полагать, и связанные с ним обряды) было введено в Израиле в подражание другим народам: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: … поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у всех народов» (1 Цар. 8, 4-5); «Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как все народы» (1 Цар. 8, 19-20). Хеттский источник обряда помазания у евреев выглядит наиболее правдоподобным.

Глагол «помазывать» (mašaḥ) употребляется в Еврейской Библии 69 раз. Чаще всего он применяется к поставляемым на царство правителям, напр.: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (т.е. Саула), и поцеловал его и сказал: вот, Яхве помазал тебя (məšaḥaḵa) в правителя наследия своего» (1 Цар. 10, 1). Помимо Саула, говорится о помазании царями Иудеи Давида (1 Цар. 16, 13), Соломона (3 Цар. 1, 39), Иоаса (4 Цар. 11, 12) и Иоахаза (4 Цар. 23, 30). Пророк Илия помазывает Азаила царём над Сирией, Ииуя царём над Израилем и Елисея пророком (3 Цар. 19, 15-16). Помазание также обязательно для жрецов Яхве (Лев. 16, 32 и др.), первыми из которых становятся Аарон и его сыновья (Исх. 28, 41).

Существительное «помазанник» (məšiaḥ) встречается в ЕБ 39 раз. Оно всегда применяется к царю. «Помазанником» в целом называется царь из дома Давида (Пс. 2, 2; 17, 51; 19, 7 и др.), Саул (1 Цар. 24, 7 и др.), Давид (2 Цар. 19, 21 и др.), Соломон (2 Пар. 6, 42) и Седекия (Плач. 4, 20). Применительно к жрецам это слово употребляется только в качестве определения в составе выражения «помазанный жрец» (hakkohen hamməšiaḥ) (Лев. 4, 3, 5, 16; 6, 15).

Слово «помазанник» не встречается в Пятикнижии и почти не встречается в Пророках, за исключением Авв. 3, 13, где им именуется анонимный иудейский царь, и Ис. 45, 1, где «помазанником Яхве» называется персидский царь Кир. Почти все случаи употребления этого существительного приходятся на исторические книги и Писания, и применяется оно только к историческим (и квазиисторическим) правителям, современным авторам или предшествующим им. Случаи употребления слова «помазанник» (məšiaḥ) в собственно «мессианском» смысле, т.е. в смысле правителя будущей эсхатологической эпохи, в Еврейской Библии отсутствуют. В допленном и раннем послепленном иудаизме мессианизм, таким образом, отсутствовал, он проник в него лишь позже из зороастрийской эсхатологии.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
от fur_wenige -
О достоинствах этого труда писать не обязательно, - ибо они очевидны.
Учёных работ об Арийской Палестине мало.
То, что АА определяет иудеев, - народ, создавший лучшую часть Ветхого Завета, "семитами-хананеянами-евреями" здесь рассматривать не буду. Я же не сомневаюсь в том, что иудеи Библии - потомки "хеттов" той же Библии, то есть часть народа хеттов-лувийцев. (И, самое важное, - они не имеют потомства в современных нам евреях!).
Оставив эту важную проблему в стороне, обратимся к Теме "Помазания".
Это древнее "помазание" живёт в Таинстве Миропомазания, Елеосвящения, в обряде Елеопомазания, в Помазании на Царство. Оно живёт в Слове ХРИСТОС.
Само слово "помазание" издавна сакрально и, часто, уже отделено от "реального" масла (Исайя 61:1 - "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня ..."; Деяния 10:38 - "Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета ...").
Об этимологии Слова ХРИСТОС см. мой текст здесь, 10 мая 2015.
Кто-то (большинство) видит в этом Слове выражение понятия "намазанный (маслом)", кто-то - понятия "страдающий".
То, что всякое Христианское "помазание" - явно или скрытно - связано со Страданием, несомненно, - extrema unctio ...
Так и Господь был помазан на Страдания и на Смерть - в доме Симона Прокаженного.
Не на Царство!
Но, если вдуматься и прикоснуться к корням (Культа, Культуры, Истории), то мы увидим, что и обряд Помазания на Царство - в истоке своём - приуготовление к Страданию.
Не к получению многоразличных удовольствий от жизни обладателем Власти.
Явно то, что сама мысль об этом обряде зародилась в глубокой Древности, в эпоху, когда первейшей "привилегией" Вождя была возможность и необходимость первенствовать в битвах, - впереди всех воинов. (Об этом написал ещё Монтень, заинтересовавшийся привилегиями вождя индейцев и получивший от него такой ответ. Подробнее см. у К.Леви-Стросса, 1984).
И даже тогда, когда эпоха "делай как я!" сменилась эпохой "делай как я сказал!", истинное Властвование не перестало быть сопряжено со Страданием ...
-----
Бога Страдающего мы видим среди сохранившихся обломков Хеттских мифов. Они, эти мифы, - основополагающи для всех "индоевропейских" народов. У кого более явно, у кого менее. У иранцев, столь любезных АА, я их пока не вижу. Хотя они должны были быть! Не они ли сохранены ("концептуально", как "перформанс", как "притча-в- действии"!) в их "шахсей-вахсее", в их "ашуре"?!
-----
И об этимологизации семитского слова "машиах-мешиха-масих".
Не следует ли увидеть здесь в начальном согласном древний семитский предлог? Породивший, н-р, ивритский предлог מ (mi - "из", "от" и др.)? Или арабский предлог ma- (см., н-р, в Вики статьи "Мектаб", "Медресе")?
Корень же этого слова (звучащего у нас как "Мессия") наконец-то определить как "индоевропейский"?..
Мы дали всем переднеазиатам слово "вино", - могли дать и слово "...".
Tags: МАРК, ХРИСТОС, этимология
Subscribe

  • "Анальная оккупация"

    Как именно ЭТИ подвергают анальной оккупации не-ЭТИХ, можно узнать из Действия 70-го Второй Книги Нечеловеческой Комедии. (...) Аркадий Рудольфович…

  • "... не ОНИ, а ОНѣ" В.В.Розанов

    Богословствующие часто рассуждают: как, когда и почему случилось то, что у твердивших "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова ..." на первое место…

  • Андрей Борисович РАЗУМОВ

    (из комментариев к статье "Ненародная монархия": pioneer_lj. - 28 июля 2021) юзер sturmvogel: "Разумов 4 года назад внезапно скончался. С детьми."…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments