Виктор Торгунов (fur_wenige) wrote,
Виктор Торгунов
fur_wenige

Ступени Восхождения

Если (мысленно) удалить из текста Евангелия св. Марка фрагменты, вставленные его толкователями-переписчиками (н-р, все его "окончания", "малый апокалипсис" главы 13), то структура этого удивительного Текста прояснится. Останется около 600 грамматич. предложений (sentence, proposition, Satz), и "центральным" из этих шести сотен будет стих Мк.9:7 - "Сей есть Сын Мой ...".
Великое Преображение "на горе высокой" делит Текст на две равные части: на Восхождение Господа и на Его Нисхождение, на два "хронотопа": "Галилея" и "Иудея".
Лишь в самом общем плане можно уподобить это "Божественное движение" (Н.Гумилёв) видимому движению Солнца - от восхода к зениту и от зенита к закату. Всё гораздо сложнее.
К счастью, Сам Господь (и св. Марк - 4:26-29) в притче дал нам понимание этапов Восхождения.

И говорил: таково Царство Божие: оно подобно человеку, который бросит семя в землю, и спит, и встаёт, ночью и днём, а семя всходит и тянется вверх, он сам не знает как. Земля сама собой даёт плод: сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, он тотчас посылает серп, потому что настала жатва.

(Обратим внимание: эта притча - единственная из притч св. Марка - не заимствована другими Евангелистами. "Не повезло" ей и с толкователями: ничего внятного о ней за две тысячи лет не сказано легионами умельцев переливать из пустого в порожнее).
Если другие Евангелия являются, по сути, богословскими трактатами на фоне "хроники событий", изложенной Евангелистом Марком, - практически бесструктурными, то Евангелие св. Марка обладает стальной структурой. Ничего лишнего! Ни одного "фрагмента", "эпизода" - и даже слова! - нельзя внести в этот Текст без нарушения его целостности. Внесённые же элементы выглядят как заплаты на "несшитом хитоне" Господа. Ничего подобного этому Тексту - из написанного в прозе - не было, нет и не будет. Подобную нерушимую структуру можно увидеть разве что в Трилогии Данте (...).
И самое главное: все Евангелия наследуют Марку (и канонические, и апокрифы), но все они дают Образ Господа в Его статике, неизменности. Динамику же явил лишь св. Марк (...).
Удивительное дело: знатоки великолепно растолковали структурообразующие приёмы авторов гностических евангелий (см., н-р, труды М.К.Трофимовой), но применить полученное знание к истолкованию текста св. Марка никто не удосужился, - хотя это Евангелие являлось образцом при написании апокрифов.
Tags: МАРК
Subscribe

  • "Анальная оккупация"

    Как именно ЭТИ подвергают анальной оккупации не-ЭТИХ, можно узнать из Действия 70-го Второй Книги Нечеловеческой Комедии. (...) Аркадий Рудольфович…

  • "... не ОНИ, а ОНѣ" В.В.Розанов

    Богословствующие часто рассуждают: как, когда и почему случилось то, что у твердивших "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова ..." на первое место…

  • Андрей Борисович РАЗУМОВ

    (из комментариев к статье "Ненародная монархия": pioneer_lj. - 28 июля 2021) юзер sturmvogel: "Разумов 4 года назад внезапно скончался. С детьми."…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments